tea_elf (tea_elf) wrote in ru_animalife,
tea_elf
tea_elf
ru_animalife

Татарский...

Одно из последних интервью Александра Татарского

В воскресенье ушел из жизни российский режиссер-мультипликатор АЛЕКСАНДР ТАТАРСКИЙ, автор известных и любимых всеми мультфильмов «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Обратная сторона Луны», «Следствие ведут Колобки». О судьбе рисованной анимации в эпоху 3D-мультфильмов он рассказал корреспонденту РБК daily Алисе Курманаевой.

— Почему сейчас наблюдается такой бум 3D-анимации?

— Есть несколько причин, одна из них — мода. Законодателем моды в анимации всегда была студия Walt Disney. В конце 90-х она выпустила ряд неудачных рисованных мультфильмов и одновременно несколько успешных картин в формате 3D. Сделала она это не своими руками, а силами студии Pixar, которую впоследствии Walt Disney и купила. И то, что сделала Pixar, оказалось значительно более удачным в прокате. Это и создало моду на 3D. Но дело было не только в новой для зрителя технологии, а в том, что у Pixar в этот момент сценаристы и режиссеры были покруче.

— Значит ли это, что со временем 3D вытеснит рисованные мультфильмы?

— У рисованных мультфильмов очень хорошее будущее, они никуда не денутся! В искусстве вообще не бывает «главных» технологий, и проза не главнее поэзии, а графика или скульптура не вытесняются живописью! Успех рисованного мультфильма полностью зависит от таланта художников. А в 3D очень силен технический компонент. Это у нас в стране 3D-мультфильмы делать пока дороже, чем рисованные, но в мире их производство стоит столько же или дешевле. Все это способствует развитию 3D-анимации. Но я убежден, что в конце концов будет всплеск интереса и к ручной, рисованной анимации. Она будет цениться, как ценится, например, живопись. Насколько мне известно, в Америке уже вырос спрос на качественную рисованную мультипликацию.

— Дорого ли стоит сделать мультфильм?

— Это самое дорогое, что есть в кинопроизводстве. В России десятиминутный мультфильм стоит как недорогой полнометражный игровой фильм. И производство его длится долго, в то время как игровое кино снимают иногда полгода. Цена анимационной картины в Америке не опускается ниже 30—40 млн долл. В Европе минимальный бюджет — 9—10 млн евро. И технология не является решающей в вопросах цены. Бюджеты зависят от сложности сценария, количества персонажей, множества других факторов, и в меньшей степени от технологии (рисованная, 3D, пластилин и т.д.).

— В связи с чем в широкий прокат так редко выходят российские мультфильмы? И почему среди них нет картин в формате 3D?

— Мы не сопоставимы с большими анимационными державами. Хотя могли бы, потому что у нас много хороших художников. Но в России эта индустрия из-за просчетов, которые были сделаны как государством, так и студиями, только становится на ноги. Сейчас в производстве находится не менее десяти полнометражных анимационных лент, большинство из которых снимается в формате 3D. Но из-за того, что за дело часто берутся люди, не имеющие никакого кинематографического опыта, результат, боюсь, будет соответствующим.

— То есть не хватает профессионалов?

— Не хватает профессионалов на все ключевые позиции, начиная с талантливых продюсеров. Как могут люди, ни разу в жизни не сделавшие успешного мультфильма длиной в 10 минут, сразу снимать полнометражные ленты? Я, например, много лет уже слышу о том, что «скоро» выпустят мультфильм «Кракатук». Насколько я знаю, этот проект затеяли амбициозные — и в этом нет ничего плохого! — компьютерные художники, но их беда в том, что нет у них серьезного опыта в анимации… Поначалу они решили обойтись вообще без режиссера! А когда увидели результат, пригласили зачем-то человека из игрового кино.

Или, например, мультфильмы «Алеша Попович» или «Добрыня Никитич». Они сделаны немыслимо быстро — за год. Для сравнения: на студии Walt Disney до выхода мультфильма в прокат проходит пять лет! Кроме того, у этих мультфильмов очень маленький бюджет. Но чудес не бывает — все и нарисовано на уровне корейского сериала, но никак не «полного метра» для кинотеатров. Про «Князя Владимира» или «Незнайку» могу лишь сказать, что это творческий провал в особо крупных размерах!

Еще одна беда — слабые сценаристы. Посмотрите на американцев — уж они-то вкладывают в анимацию огромные деньги, ищут лучших сценаристов и режиссеров, и то у них не всегда получается. У нас же таких сил и денег пока нет.

— Может ли производство мультфильмов в России при таком раскладе стать прибыльным?


— Анимация в России может стать прибыльной, ведь во всем мире она приносит гигантские деньги. Произойдет следующее: путем естественного отбора, со временем, будут все же появляться хорошие фильмы. В этом-то я уверен! Но мы должны помнить, что существует зритель. Если мы делаем «полный метр», мы хотим полный зал, кассу. Зритель сегодня пока еще очень патриотично настроен и с большим интересом готов пойти на российский мультфильм. Но придя в кинотеатр он, скорее всего, получит не то, что ожидает, хотя заплатит за билет те же деньги, что и за просмотр очень успешного «Рататуя». И не каждый зритель в следующий раз пойдет на российский мультфильм. Значит, если кто-то и сделает потом хороший отечественный мультфильм, то он может сильно потерять от того, что по опыту просмотра предыдущих работ, зритель будет относиться с новому фильму с недоверием.

— А чем сейчас занимается ваша студия «Пилот»?

— Помимо главного проекта, огромного цикла фильмов «Гора самоцветов» — это самый крупный анимационный проект в истории СССР и России — мы приступили к съемкам «пилотного» ролика полнометражного фильма. Он называется «Сумасшедшие волосы», по жанру это будет комический детектив. Сейчас у нас уже готовы эскизы, и мы с партнерами заняты поиском заинтересованных инвесторов. Но, чтобы наш фильм, да и любой другой отечественный, окупился, нужно выйти на зарубежный рынок. Емкости внутреннего рынка пока в любом случае не хватает. И «прокатиться» там, пусть даже плохо, крайне необходимо, потому что «плохой» зарубежный прокат может быть в разы больше, чем наш «хороший»! Мы не обещаем победить «Шрека», но у нас многолетний и успешный опыт работы и огромное желание доказать, что сегодня в России можно сделать полнометражный мультфильм, за который потом не придется краснеть…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments